Александр Бухаров, художник-сюрреалист

И ЖИЗНЬ ХОРОША, И ЖИТЬ ХОРОШО

Большое видится на расстоянии. Может именно она, матушка – ностальгия, и побудила руководителей Международного центра искусств назвать необычную презентацию, открывающую выставку живописи «неофициальных» советских художников, строкой из известной песни советских лет « Эх, хорошо в Стране Советской жить! ». Выставка, наоборот, названа в духе нашего времени: «Ветер перемен».

На выставке москвича, которая висит в питерском салоне «Новый», столпотворение. «Бюрократ», «Медуза горгона», «Посвящения», «Кесарево сечение» и остальные 29 работ вызывают если не явное восхищение, то всегда бурную реакцию. Критики относят искусство Бухарова к направлению «интеллектуального сюрреализма». Он не пишет – он медитирует. Тщательно прорисованные реальные предметы переплетаются на холсте со сказочными деталями. Великолепный рисовальщик-фантаст обращается в своих сюжетах к патологическому сознанию и подсознанию – снам, галлюцинациям, бреду.

Бухаров создаёт свою концепцию безумного абсурдного мира. Всё в этом мире живёт нереальной жизнью – люди, предметы, явления вступают в противоестественные сочетания, приобретая при этом внешний облик чего-то вполне достоверного. Привязанность мастера к картинам Иеронима Босха и Сальвадора Дали очевидна. Подтвердить сказанное может триптих «Возвращение к Босху», а так же картины «Кесарево сечение», «Река времени», «Удильщик», «Продавец». Беспокойная выразительность цвета отличает его полотна «Турнир» и «Вход».

Но есть у Александра и собственный, выработанный путём проб и ошибок стиль. Начав с подражания великим, он к сорока обрёл своё лицо и ныне пользуется успехом не только у нас, но и на родине великих голландцев, в Европе и Америке. С 1980 г. Бухаров участник множества отечественных и зарубежных выставок и акций, работы российского сюрреалиста хранятся в разных частных собраниях 12 стран мира.

…Его человекоподобные существа представляют собой своего рода материализованную метафору, символ безумия и трагического одиночества каждого из нас. Ощущение вакуума , красота и изящество форм , безразличное освещение только усиливает эмоциональное воздействие на равнодушного зрителя, превращая его в духовного соучастника событий.

Историю некоторых полотен автор нам выложил на открытии выставки. К примеру, «Бюрократ» одет в форму чиновников времён Петра 1 потому, что с тех времён (по мнению художника) они никак не изменились. Вместо рта у него рупор: чтобы говорить «нет», «не положено» и «нельзя» громким голосом. Вместо сердца – часовой механизм. А в одной из рук – пылесос, чтоб легче было засасывать взятки. Когда Александр впервые выставил «Бюрократа» в Москве, к нему подошёл приятель-чиновник, за чашкой кофе он виновато прошептал: «Саш, но я же не такой…»

Медузу горгону для своего полотна Бухаров искал три года. Он бредил этой женщиной, но ни одна модель не подходила. По мнению творца, мужики должны были каменеть только от одного вида такой красоты. На дне рождения своего приятеля-поэта Александр увидел Ольгу, банковского клерка с невероятными глазами. С «Медузой» он бился три месяца. Итог – со стены девушка смотрит как бы сквозь тебя, а мужчины, глядя на неё, и всё равно каменеют. Кстати, у Медузы была пара: Персей, выполненный в том же стиле и облачённый в такую же древнегреческую раму. Его Бухаров нарисовал с приятеля – бизнесмена. Персея на красном фоне стали вожделеть богатые клиенты. Но модель забрала картину себе, чтобы не светится.

«Western» - дань приключенческому кино. Первая швейная машинка, придуманная примерно во времена завоевания Дикого Запада, у художника «сплавлена» с лошадью, Человеческими костями, пистолетами, железками и прочими разностями тех времен. Впрочем , каждый находит в этом полотне своё направление. Ведь одна из концепций автора – «пусть человек придумает « сказку» по поводу того, что я сделал».

Работает это безотказно. Иногда про картины Бухарова ему говорят такое, что ему самому становится страшно. Полотно «Казино», где прямо на зрителя летят игральные кости, стало предметом мистических домыслов разных людей. Числа на костях художник изобразил случайные: что выбрасывал в мастерской на столе, то и написал. А философ, купивший картину, двадцать минут объяснял творцу всю серьёзность заложенного в полотне числового кода. (Кстати, его приятель-игрок поставил на эти цифры и выиграл в рулетку.)

В жизни же художник – человек не мистический, а очень весёлый. На пати в салоне, посвящённом его персоне, Бухаров устроил настоящее шоу. Когда говорились официальные речи о таланте и особом взгляде творца, неожиданно замяукала кошка. Все – от организаторов до уборщицы – бросились её ловить. Александр лишь усмехался и опускал глаза. В конце «охоты» оказалось, что кошачьим голосом поёт его мобильный телефон.

Наталья Полянская

МК в Питере №19/138 , 5-12 мая 2006 года

  • В продаже

    Запускатель
    Запускатель Удильщик
    Удильщик
  • Вот что обо мне говорят

    Живопись Александра Бухарова – выразительный пример советского сюрреализма: она представляет это направление в чистом академическом виде. А.Бухаров учился у классиков - не живьём конечно. Классики в период его учительства уже почили на лаврах или совсем....

    Продолжение

Обо мне

Это я: большой, бодрый, мужской, негрустный, пришедший в этот мир в самом конце мая 1958 года, в нашей большой стране, победившего сюрреализма. Уже больше 30-ти лет пишу, рисую, режу… , в общем вытворяю, подсматривая свои сюжеты, в основном, выглядывая в окно..

Контактная Информация

Телефон: +7(903) 624-63-59
Email: bukharik@inbox.ru